Муниципальные программы

26.03.2013 10:56 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»

 

        УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

муниципального образования

«Духовщинский район»

Смоленской области

от 25.03.2013 № 161

ДОЛГОСРОЧНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

НА 2014-2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА»

ПАСПОРТ

долгосрочной муниципальной целевой программы
«Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года

муниципального  образования «Духовщинский район» Смоленской области»

Наименование Программы

Долгосрочная муниципальная  целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области»

Основание для разработки

распоряжения  Правительства  Российской                                                    Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2036-р и от       8 ноября 2012 г. № 2071-р

Заказчик Программы

Администрация муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

   

 Разработчик Программы

Администрация муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

Цели и задачи Программы

основные цели Программы:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;

формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Основными задачами Программы являются:

удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Важнейшие целевые индикаторы Программы

ввод (строительство) 8.22 тыс. кв. метров

жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 3.8 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;

ввод в действие дошкольных                                                       учреждений на 0.030 тыс. ученических мест;

ввод в действие 25.2 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений;

ввод в действие учреждений культурно- досугового типа на 0,150 тыс. мест;

ввод в действие 0,06 тыс. км распределительных газовых сетей;

ввод в действие 0.05тыс. км локальных                                                         водопроводов;

 

Сроки и этапы реализации Программы

2014-2020 годы

I этап – 2014-2017 годы;

II этап – 2018-2020 годы.

Основные мероприятия Программы

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:

а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

б) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

в) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

г) развитие газификации в сельской местности;

д) развитие водоснабжения в сельской местности;

 

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 498,7315 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета – 289,835475 млн. рублей;

за счет средств  областного бюджета – 138,38445 млн. рублей;

за счет средств бюджета_сельских поселений 35,561575 млн.рублей

за счет средств внебюджетных источников – 22,9 млн. рублей.

- средства бюджета Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области 12,05 млн. рублей

 

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

- улучшение жилищных условий 80 сельских семей, в том числе 40 молодых семей и молодых специалистов;

- увеличение количества посещающих дошкольные учреждения на 30 человек;

- увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на  25200кв.метров;

- улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 150 мест;

- повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности: газом, водой 

 

1.Характеристика проблемы

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренное  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также задачи по  продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

 Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей  государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе  № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженная  в обесценивании сельскохозяйственного труда, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью.

Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Возрасла  интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет.

Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.

Из-за отсутствия предприятий агропромышленного комплекса наблюдается высокий уровень безработицы. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2003 г. 5600 руб.

В результате на селе сложилась неблагоприятная ситуация, прогрессирует обезлюдение  сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении количества сельских населенных пунктов.

Преобладает снижение качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений социальной инфраструктуры. Недостаточно  дошкольных учреждений в сельской местности, общеобразовательные школы, учреждений культурно-досугового типа находятся в непригодном состоянии.

Более 80 сельских семей нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень благоустройства сельского жилищного фонда  остается низким. Многие сельские поселения, лишены связью  с сетью путей сообщения общего пользования, из-за отсутствия дорог с твердым покрытием, отвечающим нормативным стандартам.

Масштабы нынешнего социального неблагополучия российского села таковы, что ставят под угрозу дальнейшее существование российской государственности и делают невозможным обеспечение устойчивого развития российского общества.

Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных средств.

В результате реализации программных мероприятий значительно улучшится инженерное обустройство жилищного фонда: увеличится  уровень газификации, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой

Расширится сеть учреждений социальной сферы на селе.

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подкреплена:

взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития  в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;

долгосрочным характером социальных проблем сельских территорий, требующим системного подхода к их решению;

высоким уровнем затратности решения накопившихся проблем села, требующим привлечения  средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных средств.

В связи с этим, устойчивое развитие сельских территорий отнесено к числу приоритетных направлений Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области, инструментом реализации которых является настоящая Программа.

В связи с этим, наиболее оптимальным и реалистичным  с точки зрения финансового обеспечения является базовый вариант реализации Программы, который обеспечит достижение целевых индикаторов и показателей устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.

2. Основные цели и задачи Программы

Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения.

Реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;

формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:

- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования, генеральными планов поселений;

- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается агропромышленное производство, реализуются или имеются планы по реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере;

- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программы, включая средства населения и организаций. 

         Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.

Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает обеспечение  качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.

 второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) предполагает наращивание темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.

Для достижения целей  в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих задач:

1) в области создания комфортных условий жизнедеятельности –  повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, и  удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных, преимущественно, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Целевыми индикаторами решения указанных задач  являются:

ввод (строительство) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;

ввод в действие общеобразовательных учреждений в сельской местности;

ввод в действие плоскостных спортивных учреждений в сельской местности;

ввод в действие учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

ввод в действие распределительных газовых сетей в сельской местности;

ввод в действие локальных водопроводов в сельской местности;

Целевым индикатором указанной задачи является количество реализованных мероприятий по популяризации сельского образа жизни.

Обоснованием необходимости решения поставленных задач в сфере устойчивого развития сельских территорий для достижения целей Программы является:

неблагоприятная демографическая ситуация, оказывающая существенное влияние на формирование трудового потенциала в сельской местности;

низкий уровень обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктурой в сельской местности;

низкий уровень развития рынка жилья в сельской местности и  доступности для сельского населения решения проблемы по улучшению жилищных условий;

непривлекательность сельской местности как среды обитания и рост миграционных настроений, в том числе среди сельской молодежи;

низкий уровень социальной активности сельского населения, не способствующий формированию активной гражданской позиции;

отсутствие в обществе позитивных взглядов на значимость и перспективы развития сельских территорий, не способствующее повышению привлекательности сельской местности.

3. Мероприятия Программы

Перечень мероприятий Программы сформирован в соответствии с основными направлениями Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции  Программы с учетом анализа современного состояния и прогнозов развития сельских территорий, итогов реализации Программы социального развития села, а также с учетом комплексного подхода к решению социально-экономических проблем развития сельских территорий на основе принципов проектного финансирования и комплексного планирования развития сельских территорий на основе документов территориального планирования и генеральных планов сельских поселений.

В состав Программы  включены следующие мероприятия:

1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

2. Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры:

а) развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

б) развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

в) развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;

г) развитие газификации в сельской местности;

д) развитие водоснабжения в сельской местности;

Целями мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:

предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного  бюджетов  на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

  Объем финансирования   мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов составляет  229 млн. руб. их них:

  за счет средств федерального бюджета  предусматривается выделение      125,95 млн. рублей.

Для софинансирования строительства (приобретения) жилья  предусматривается привлечь за счет внебюджетных источников  22,9 млн. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов –  3,58 млн. рублей.

Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении № 1 к Программе.

За период реализации Программы предусматривается ввести
8220 кв.метров общей площади жилых помещений в сельской местности, в том числе 3800 кв.метров для молодых семей и молодых специалистов.

Реализация мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется по двум направлениям:

а) обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры

В рамках данного направления предусматривается оказание финансовой  поддержки за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников

на развитие сети следующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности:

общеобразовательные учреждения;

плоскостные спортивные сооружения;

учреждения культурно-досугового типа;

распределительные газовые сети;

локальные водопроводы.

Из общего объема финансирования до 2020 года предусматривается использовать на развитие в сельской местности:

общеобразовательных учреждений – 52,7 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 33,8 млн.рублей, средств областного бюджета- 15,6 млн.руб., средства бюджета Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области – 3,3 млн. руб.,

плоскостных спортивных сооружений - 10.5 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 6.8 млн. рублей, средств областного бюджета- 2.65 млн.руб., средства бюджета Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области -1.05 млн. руб.,

учреждений культурно-досугового типа – 70,7 млн. руб. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 45,5 млн.рублей, средств областного бюджета- 17,5 млн.руб., средства бюджета Администрации МО «Духовщинский район» Смоленской области – 7,7 млн. руб.,

распределительных газовых сетей –56,5315 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 36,420475 млн. рублей, средств областного бюджета – 17,30945 млн.рублей, средства бюджетов сельских поселений – 8,801575 млн.руб.;

локальных водопроводов – 63,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 41,34 млн. рублей, средств областного бюджета – 16,65 млн.рублей, средства сельских поселений – 15,31 млн. руб.

Распределение объемов финансирования мероприятий по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении №  1 к Программе.

За период реализации Программы предусматривается ввести
1 дошкольное учреждение на 30 мест, 14 плоскостных спортивных учреждений, 150 мест учреждений культурно-досугового типа, 60 км распределительных газовых сетей, 50 км локальных водопроводов.

Распределение объемов финансирования мероприятия по источникам финансирования и годам реализации Программы представлено в приложении № 2 к Программе.

Мероприятия  по годам реализации Программы представлены в приложении № 1 к Программе.

Решение задачи по созданию условий для  устойчивого развития сельских территорий предполагает активизацию человеческого потенциала, проживающего на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Программа реализуется за счет средств региональных, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы составляет 498,7315 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета – 289,835475 млн. рублей;

за счет средств  областного бюджета – 138,38445 млн. рублей;

за счет средств бюджета_сельских поселений 35,561575 млн.рублей

за счет средств внебюджетных источников – 22,9 млн. рублей.

За счет средств Администрации муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области – 12,05 млн. руб.

Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении № 2 к Программе.

        5. Механизм реализации Программы 

 Заказчиком  Программы и разработчиком Программы является Администрация муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области.

Заказчик Программы осуществляет управление реализацией Программы, в том числе:

несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, включая подготовку проектов решений об утверждении Программы, внесении в нее изменений, досрочном прекращении реализации Программы,

осуществляет анализ использования средств федерального бюджета, областного, местного  бюджетов, привлеченных внебюджетных средств и разрабатывает предложения по повышению эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию Программы;

обеспечивает координацию взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках соглашений, заключенных с ними о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета, областного бюджетов на софинансирование мероприятий Программы.

 Заказчик Программы в пределах своих полномочий:

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы;

разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для эффективной реализации мероприятий Программы;

вносит предложения по уточнению затрат по мероприятиям Программы на очередной финансовый год и механизмов их  реализации;

заключает соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета, областного бюджета  на софинансирование мероприятий Программы;

осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий  Программы;

осуществляет подготовку докладов о ходе реализации мероприятий Программы;

организует размещение на официальном сайте  информации о ходе и результатах реализации мероприятий Программы.

6.Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы

Формирование предпосылок для устойчивого развития сельских территорий является базовым условием для стабильного наращивания объемов сельскохозяйственного производства и решения задач продовольственной безопасности муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области.

Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельской местности будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местных бюджетов и обеспечению роста сельской экономики в целом.

Программа носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, и содействие улучшению жилищных условий сельского населения. В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта в сельской местности,  улучшения демографической ситуации, способствуют  увеличению продолжительности жизни и рождаемости в сельской местности.

Реализация мероприятий Программы к 2020 году позволит обеспечить:

улучшение жилищных условий 80 сельских семей, в том числе 40 - молодых семей и молодых специалистов;

увеличение количества посещающих дошкольные  учреждения -  на 30 человек;

увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 25тыс.кв. метров;

улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 150 мест;

повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений газом и водой

повышение общественной значимости развития сельских территорий в общенациональных интересах и привлекательности сельской местности для комфортного проживания и приложения труда.  

Приложение № 1 

к долгосрочной муниципальной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период

до 2020 года» муниципального образования «Духовщинский район» Смоленской области

 

М Е Р О П Р И Я Т И Я

долгосрочной муниципальной  целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий

на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» муниципального образования «Духовщинский район»

Смоленской области

                         (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

Срок исполне­ния

Объем финансо-вого обеспе­чения - всего

За счет средств федерального бюджета

За счет средств областного бюджета

За счет средств сельских поселений

За счет внебюджетных средств

Ответствен­ные исполнители

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности      (тыс. кв. метров):

 

 

 

 

 

 

 

Главы сельских поселений

Повышение доступности улучшения жилищных условий для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

0.800

2014 год

25

13,75

7,5

1,25

2,5

 

1.000

2015 год

27

14,85

8,1

1,35

2,7

 

1.000

 2016 год

27

14,85

8,1

1,35

2,7

 

1.200

2017 год

30

16,5

9

1,5

3,0

 

1.400

2018 год   

42.0

23,1

12,6

2,1

4,2

 

1.300

2019 год

39.0

21,45

11,7

1,95

3,9

 

1.300

 2020 год

39.0

21,45

11,7

1,95

3,9

 

в том числе для молодых семей и молодых специалистов                      (тыс. кв. метров): 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.600

Назад
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

400x240
dostizheniya-oblozhka_102
ezgif-7-342c61d995
takzdorovo

Услуги и сервисы

400x240

© Администрация муниципального образования "Духовщинский район" Смоленской области, 2024

Яндекс.Метрика

тел./факс.: (48166) 4–11–44
E–mail: adminduh@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216200, Смоленская область,
г. Духовщина, ул. Смирнова, д. 45

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!