Духовщинскому историко-художественному музею подарили бюст Матрёны Исаевны Вольской
Есть в п. Озерный Духовщинского района студия «ОкоЛица», молодёжное патриотическое объединение, участники которого, озёрненские школьники, занимаются изучением истории родного края. Ребята вместе со своим руководителем Татьяной Ювенальевной Перемибедой, учителем информатики МБОУ Озерненская СШ, разрабатывают проекты на основе местных исторических событий, встречаются с интересными людьми, ездят по памятным местам, совершают походы. Одним из результатов этой работы является информирование жителей района об исторических событиях малой родины.
На счету объединения немало интересных проектов, один из них - «Операция «Дети». Операция «Дети» - удивительное событие Великой Отечественной войны. Результат этой операции, начавшейся в нашем районе, – 3225 спасённых детей, которых вывели с захваченных фашистами территорий в тыл.
Благодаря объединению «ОкоЛица» в п. Озерный на Поле Памяти в 2015 году были открыты памятные знаки мирным жителям, погибшим и пострадавшим во время оккупации в годы войны.
Один из памятных камней мемориального комплекса посвящён операции «Дети» - масштабной партизанской операции по спасению детей. Этой операцией руководила молодая учительница Матрёна Исаевна Вольская.
Увековечивание памяти об этой удивительной женщине – ещё один результат проекта озерненского патриотического объединения. Рассказывает основатель и руководитель «ОкоЛицы» Татьяна Ювенальевна Перемибеда.
«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - сказал наш земляк А.Т. Твардовский. Разве можно сопоставить громкий и задорный детский смех с оглушающим адом рвущихся авиационных бомб, озорной огонек в глазах с ревущим пламенем, в котором исчезает родной дом, город, семья…
Сегодня дети боятся больше вампиров и милиционеров, чем войны. Наверное, ради этого и воевали наши деды и прадеды, чтобы их потомки не знали, что такое ВОЙНА. Мы и не знаем. Мы судим о ней по чьим-то досужим домыслам, читая псевдоисторические бульварные книжицы, смотря сенсационные телепередачи, которые разоблачили, наверное, уже все, что можно и нельзя. И как-то на этом фоне забываем о конкретных людях, о совершенных ими подвигах.
В Смольковской средней школе в начале 80-х годов, через несколько лет после смерти Вольской, был создан музей боевой славы. А начало ему положил бюст Матрёны Исаевны, изваянный её однополчанкой, партизанкой из соединения «Батя», которое обеспечивало подготовку и проведение операцию «Дети», скульптором Людмилой Фёдоровной Кулаковой. В школе работает клуб «Следопыт», который собирает и изучает материалы, связанные с той операцией, поддерживает переписку с оставшимися в живых участниками легендарного перехода. Об этой потрясающей истории рассказал в своих книгах и бывший партизан из соединения «Батя» Леонид Кондратьевич Новиков.
М.И. Вольская за проявленный героизм была награждена орденом Красного Знамени. Она уже не вернулась на Смоленщину, а устроилась учителем начальных классов в школу села Смольки Горьковской области и отработала там всю жизнь.
Кто-то из детей после войны вернулся в родные края, кто-то остался в Горьком, Дзержинске, Балахне, Муроме, Выксе, на Бору, в Городце…
Матрёна Исаевна Вольская была направлена на работу в Городецкий район. И с начала 1943 года до конца 1976 учебного года работала учителем начальных классов. Насколько известно, с теми, кого выводила она из смоленских лесов, встретилась она за год до своей смерти — в 1977 году. Впоследствии участники знаменитого перехода неоднократно приезжали в Смольки, приезжала и единственная из трех оставшаяся в живых руководительница колонны Варвара Сергеевна Полякова.
В школьном музее есть макет памятника подвигу Вольской. К сожалению, этот проект уже долгие годы остается не осуществленным.
В годовщину 55-летия операции следопыты Смоленской, Нижегородской и Ивановской областей прошли по маршруту, получившему в самый тяжелый год войны название “дороги жизни”.
На одном из стендов балахнинского "Глобуса" - публикация Леонида Кондратьевича Новикова в областной молодежной газете "Ленинская смена" от 14 апреля 1988 года. В ней говорится: "...Следопыты Смольковской школы прошли на велосипедах по трудному маршруту легендарной партизанской операции по спасению детей. Они предложили поставить на берегу Волги памятник, который запечатлел бы этот подвиг. Эскиз памятника уже есть... Это будет памятник русскому учителю, жертвовавшему своей жизнью ради детей. Таких памятников еще нет в стране... Первые добровольные взносы уже поступили на счет Городецкого горкома ВЛКСМ..."
А потом наступили лихие девяностые годы, памятник так и остался только в макете.
Горький стал смолянам второй родиной. Впрочем, Родина-то одна — Россия, и ее надо было спасать. И дети Смоленщины были теми самыми детьми, что, подставляя потом под ноги ящики, работали у станков, делали “катюши” и патроны...
Потом у них выросли дети. Те, что приехали в Смоленск пройти дорогой войны в 1997 году, наверное, уже их внуки. Они хотели пройти хотя бы частичку того пути, что достался смоленской детворе военной поры в июле 1942-го.
Шли они в июне 1997-го через 55 лет через те же деревни, населенные пункты Демидовского, Духовщинского районов, по лесам, по болотам. Хлестал дождь, и так же, как 55 лет назад, сочилась вода под ногами. Старшие помогали маленьким, и также было назначено точное время сбора, опоздать было нельзя.
В 2012 году мы начали сотрудничество с организатором велопоходов из г. Нижний Новгород Чкаловым Алексеем Александровичем. Этот удивительный человек продолжил работу по увековечиванию памяти операции «Дети».
По его инициативе были созданы бюсты людей, чьи жизни оказались связаны историей перехода. Один из главных - бюст Матрёны Исаевны Вольской. Автор новой версии бюста - Петров Алексей Петрович, скульптор, член союза дизайнеров (Нижний Новгород).
Алексей Александрович с делегацией городецких школьников приехал в Озёрный по нашему приглашению, посетил музей в Духовщине, поле Памяти в Озёрном, где был установлен к тому времени памятный знак операции «Дети».
Также были изданы два варианта книги «Уроки Истории», в которую вошли «Духовщинские сёстры Хатыни» и «Операция «Дети». В издании второго варианта приняло участие Российское военно- историческое общество.
В октябре 2019 года мы с ребятами поехали в Нижний Новгород, привезли бюсты в Москву, а потом переправили их в Озёрный.
8 ноября бюсты во время митинга Памяти в Духовщинской средней школе были вручены Духовщинскому историко-художественному музею и Смоленскому Дворцу творчества детей и молодёжи.
Её давно уже нет на этой земле. Но живы сотни мальчишек и девчонок военной поры, которых она вывела с оккупированной фашистами Смоленщины, живы их дети, их внуки. И это — по праву второй раз подарившей жизнь — её дети.
Историческая справка
С первых дней оккупации Смоленской области гитлеровскими войсками супруги Вольские вместе с другими учителями создали в районе подпольную группу. Мотя (Матрёной Исаевной её называли только в школе) размножала и распространяла сводки Совинформбюро и листовки, собирала оружие, занималась разведкой. С начала сентября по ноябрь 1941 года в доме Вольских была конспиративная квартира секретаря Духовщинского райкома партии Петра Цуранова. Причём их дом находился всего в 75 м от бывшего сельсовета, где немцы разместили полицейский участок. Связь с партизанами осуществлялась через Мотю, в отряде её знали по кличке Месяц.
В конце ноября 1941 года подпольная группа (и Мотя в том числе) ушла в партизанский отряд. В отряде она была разведчицей участвовала в боевых действиях. За одну из операций в 1942 году Матрёна Вольская была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
И неудивительно, что, когда возникла необходимость вывести детей на Большую землю, возглавить колонну поручили Моте Вольской. А необходимость спасать детей действительно была острой.
«Немцы совсем озверели. Фашистские банды за три дня сожгли 24 деревни, — писал на Большую землю Пётр Цуранов. — Деревню Кишкинцы сожгли, население поголовно уничтожили. Чудом спаслись двое из 75 жителей. Детей рядами клали на дорогах. Затем подавили их танками. Одну женщину бросили в огонь, когда её дом уже догорал, затем туда же бросили трех её малюток».
В деревне Марково фашисты привязали к березкам двух девочек, облили бензином и подожгли за то, что варили партизанам картошку.
Тогда же, в апреле 1942 года в фашистских штабах появилась директива, предписывающая «немедленно приступить к изъятию или принудительной депортации… всего пригодного к работе населения» для отправки в Германию.
Для того, чтобы спасти от расправы и от угона в рабство детей и подростков на Смоленщине была разработана операция «Дети»: ребят решили вывести в советский тыл, на Большую землю. Партизаны из соединения «Батя» обследовали вероятные маршруты прорыва, составили карты.
Было решено выводить детей на станцию Торопец Тверской области (Торопецкий район был освобождён в январе-феврале 1942 года) через Ильино и Старую Торопу. Длина маршрута около 200 километров.заминированных участков, обратились за помощью к регулярной армии.
ФАШИСТЫ сумели организовать вывоз наших граждан на работы в третий рейх по-немецки четко. Это был безупречно отлаженный конвейер И когда уж дело дошло до детей, ЦК комсомола совместно с партизанскими руководителями решили этот конвейер остановить. В ряде областей Украины, Белоруссии, Смоленщины стали разрабатываться меры по выводу детей в советский тыл. И наиболее грамотно, бесстрашно, а потому и результативно удалось это провести на смоленской земле Около 13 тысяч детей было вывезено. И операция партизанского соединения “Бати” в конце июля — одна из самых блестящих в этом плане.
В течение нескольких дней, а вернее ночей, удалось убедить матерей расстаться с детьми, собрать их из нескольких районов вначале в группы, а затем всех вместе, провести по глухомани, минуя мины, немецкие посты, меняя маршрут в зависимости от обстановки. Немцы узнали об этом, пытались бомбить и обстреливать, обнаруживая группы с самолетов. Но и разведка партизан работала четко — детей, около двух с половиной тысяч, вывели на станцию Торопец тогдашней Калининской области почти без потерь
Их намеревались везти за Урал, в глубокий тыл. Но такой же, как Смоленск, исконно русский город Горький — Нижний Новгород принял их, ослабевших от голода, ужасов и тяжелого пути. Кто выходил сам, кого выносили из вагонов.