Люди нашего района. Бравый дедушка Иван
11 апреля отмечается Международный день освобождения узников нацистских концлагерей. В преддверии этой памятной даты, чисто случайно, состоялось знакомство с жителем деревни Афанасьево Иваном Павловичем Васенковым, жизнь которого, как и жизнь многих людей того поколения, вызывает искреннее восхищение и уважение. Самое яркое его воспоминание из детства - как "на казарменных нарах, вшей вытаскивал из тела". В годы войны он был среди тех, кому удалось выжить в стенах концлагеря белорусского города Слуцк, куда его ребенком вместе со всеми отправили - умирать.
Самый частый гость у И.П. Васенкова его внук Федор, которого дедушка Иван просто обожает, живут они почти рядом, дома на одной улице. Здорово им вместе, всегда находятся общие интересы, темы для разговора. Но вряд ли Иван Павлович рассказывал своему внуку о своем, так называемом, военном детстве, воспоминания о котором остаются в жизни неизгладимым следом. Их не стереть. И никакое время не сможет вылечить детские раны.
- Мне было почти четыре года, когда началась война, родился 27 августа 1937 года, - повествует И.П. Васенков, - но память крепко держит многие события той трагической поры. Хотя, конечно, что-то помнится и со слов мамы… Жили мы тогда в д. Чижево Духовщинского района. Разразившуюся войну почувствовали все - и стар и млад. Отец мой был призван в армию в числе первых. Из нашей деревни в один день 45 мужиков на фронт забрали. Осталась мама с пятью ребятишками, не помню, сколько самому маленькому было, знаю, что на руках носили.
Всплывают в памяти Ивана Павловича и те моменты, когда немцы выгоняли жителей деревни из домов:
- Погрузили всех в машину, брезентом накрытую, и в Белоруссию… Когда приехали в Слуцк, оказались за колючей проволокой. Жили в полуразрушенных казармах без стекол в окнах, не было и печей. В холода, чтобы согреться плотными рядами лежали один возле другого.
Кормили пленных один раз в сутки в основном баландой из гнилой картошки. Дети плакали, просили кушать… Погибали сотнями.
- Умер и у нас самый маленький ребёночек, - повествует Иван Павлович, - потом ещё один, из тех, кто постарше меня был. Трое нас выжило.
Матери всё время приходилось работать, время, казалось, остановилось. Сколько там пробыли, И.П. Васенков и по сей день не знает, память запечатлела только весну, когда "приехали буржуи, разобрали пленных в батраки", чем они тогда и выжили.
- Бывало, накормят - играешь, бегаешь, - говорит собеседник, - ведь детство есть детство. Ещё не понимали, как матери трудно.
Не знали они и что такое: игрушки, конфеты. Горечью и болью наполнены такие воспоминания. Ведь самые светлые года детства поглотила война. Нелегко пришлось и в послевоенное время.
- На родину мы вернулись в 1948 году, зимой, - продолжает свой рассказ собеседник, - от дома нашего ничего не осталось. Перебрались к деду Потапу в Комарово, его изба сохранилась. Перезимовали у него, потом купили небольшой домик типа хатки. Жили небогато, но дружно. В школу с 1-го по 3-й класс в лаптях ходил, в них же и до Ярцева топал, яйца носил продавать. По хозяйству матери помогали. Она в колхозе трудилась, любую работу беспрекословно выполняла, всегда отличалась необыкновенным трудолюбием.
Когда подкопили денег, купили дом в Спас-Углах. Уже не нужно было Ивану преодолевать километры из деревни Комарово до школы. Появилось больше времени для домашних дел по хозяйству. Сажали тогда 40 соток картошки, а ещё огород. Уход за скотиной. Трудились все, каждый на своем месте, большом или малом.
- Налоги вздохнуть не давали, - сообщает И.П. Васенков, - ежегодно предстояло сдавать 40 килограмм мяса, 75 яиц, 600 килограмм картофеля. Если не сможешь отдать, забирали скот.
Год за годом вспоминает Иван Петрович свою жизнь. Каждое событие прочно осело в памяти:
- Закончил 6 классов Спас-Угловской школы. Больше учиться не стал. По математике хорошо успевал, а с русским языком плохо шло, много ошибок в диктантах делал. Пошёл работать конюхом, тогда работы в колхозе навалом было, и молодых принимали охотно. Возили навоз на лошадях, сено… Чуть позже грузчиком был, молоко в д. Шиловичи доставляли. В армию пошёл в 1958 году, как сейчас помню, 30 сентября было. Служил в зенитном полку в Германии, аж до 1962 года, из-за заварухи с Кубой, вернулся 12 февраля. Комбат у нас хороший был, уроженец Смоленской области, понимая, что я из сельской местности, без специальности, отправил учиться на водителя. С тех пор и стал шоферить, профессия стала делом всей жизни.
Дороги ему и те моменты счастья, когда познакомился со своей будущей женой Евгенией. Прогулки, шутки, танцы. Через некоторое время сложилась молодая семья. Родилась дочь Татьяна, позже - Валентина. Мирно и спокойно протекала семейная жизнь. Занимались хозяйством и воспитанием детей. Работали.
- Жена всю свою трудовую жизнь дояркой была, - говорит Иван Павлович, - в Спас-Углах, Бурьково, Клепеки… Поначалу на ферме всё приходилось делать вручную: и коров доить, и навоз убирать, и корма носить. Никогда не роптала на трудности. За достижения высоких производственных показателей отмечена многими наградами.
Стоит добавить, что об успехах трудолюбивой доярки знал почти весь район. Евгения Антоновна Васенкова была бессменным участником слёта передовиков производства. О ней писали в газетах.
- Сейчас, к сожалению, её уже нет, - произносит сквозь слёзы Иван Павлович. - Нынче умерла, 27 января, на 85-м году жизни… Более полувека прожили вместе, деля пополам и горе, и радость. Поддерживали и помогали друг другу.
С теплотой и тихой грустью рассказывает И.П. Васенков о том счастливом времени, когда они были вместе. И пока живы эти воспоминания о человеке, жива и его душа.
Иван Павлович помнит всё и благодарит судьбу за то, что они дали достойное воспитание дочерям, вместе радовались внукам, и что до последнего часа своей жены он был рядом с ней.
- Старшая дочь Таня живёт в Риге, замужем, дети, внуки, - откровенничает он, - Валя с семьей рядом живёт, также дети, внуки. Вместе с зятем она держит большое хозяйство, только три коровы на подворье уже о чём-то говорит. Раньше помогал им, в поле пас. Теперь уже не могу, трудновато стало. Но поесть себе сам готовлю: картошки нажарю, чайку сделаю и сыт… Хочу на своих ногах помереть, чтоб никому не быть обузой. Стараюсь не лениться, без дела не сижу. Не могу по-другому, не научился жить для себя. Внук мой последний меня вдохновляет бравадничать, 5 класс уже заканчивает…
Несмотря на то, Иван Павлович бодрится, видно, что возраст дает о себе знать. Но он не сдается, полон оптимизма. Активный, общительный, внимательный. Поражаешься, как много в нем упорства, настойчивости. Спрашиваю, где же силы черпает(?), на что бравый дедушка говорит спокойно:
- А какой у меня выход?.. Всего повидал, хлебнул сполна. Прожил ту жизнь, что мне досталась. Другой сейчас и не желаю. А, пережив то, что выпало на долю, радуюсь малому, нахожу светлые моменты даже в самой, казалось бы, непроглядной тьме. Никогда не думал, да и не думаю, о себе, некогда. Жизнь имеет смысл только тогда, когда она прожита с пользой.
И у него это получилось!..
Нина КИРИЛЛОВА, газета муниципального образования "Духовщинский район" "Панорама Духовщины"