Прочитайте интервью с нашим отцом Олегом!

Прочитайте интервью с нашим отцом Олегом!

Обязательно прочитайте размещённое в "Смоленской газете" интервью Игоря Красновского с настоятелем духовщинского храма Святого Духа протоиреем Олегом Козловским!


Недавно, на излёте осени, довелось мне побывать в гостях у замечательного батюшки – настоятеля храма Святого Духа города Духовщины протоиерея Олега КОЗЛОВСКОГО. Очень душевного, мудрого и интеллигентного человека! Он сам – коренной смолянин, родился и вырос в Смоленске. Но вот уже четверть века живёт и служит в Духовщине. Этот небольшой городок и его жители стали для него родными. А духовщинцы по праву называют отца Олега народным батюшкой, любят и уважают его.

duhov.admin-smolensk.ru
24.12.2019

«В Духовщине я многому научился…»

24 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА В 09:05  
139

Недавно, на излёте осени, довелось мне побывать в гостях у замечательного батюшки – настоятеля храма Святого Духа города Духовщины протоиерея Олега КОЗЛОВСКОГО. Очень душевного, мудрого и интеллигентного человека! Он сам – коренной смолянин, родился и вырос в Смоленске. Но вот уже четверть века живёт и служит в Духовщине. Этот небольшой городок и его жители стали для него родными. А духовщинцы по праву называют отца Олега народным батюшкой, любят и уважают его.

Чем больше езжу по приходам в глубинке, тем больше удивляюсь и восхищаюсь, какие там служат прекрасные батюшки – настоящие подвижники! Вот и в этот раз пили чай с отцом Олегом и неспешно разговаривали о жизни, её радостях и горестях. И – о книгах: отец Олег, оказывается, – заядлый книгочей и библиофил. Но при этом, надо заметить, не брезгует и соцсетями. К тому же он ещё и тракторист отличный, да и многими другими навыками, необходимыми для жизни в глубинке, владеет хорошо.

А подробности беседы, как всегда, – в очередном интервью, подготовленном по итогам выездной редакции для читателей «Смоленской газеты».

Познание и жизни, и себя

– Отец Олег, как вы оказались в Духовщине?

– Родом я из Смоленска. Я был рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне – Святейшим Патриархом Кириллом в сан священника и был направлен сюда, в город Духовщину. И здесь уже служу 25 лет.

– А в каком возрасте вас сюда направили служить?

– В 23 года... Владыка, может, проявлял какие-то сомнения и говорил: «Молодой ещё, страшно посылать на такие приходы, в районный центр». Но нынешний владыка Вяземский Сергий был тогда моим благочинным, и он сказал: «Нет, владыка Кирилл, надо попробовать». Ну и можно сказать, что таких, как я, стали посылать в районные центры. Видимо, всё-таки какую-то искорку видели в нас, но эту искорку нужно было раздуть. Молодые священники не только в деревнях стали служить, но и в районных центрах. И, наверное, оправдали всё-таки надежду Святейшего…

– Что вам запомнилось за те годы из вашего служения? Самое сложное или самое радостное?

– А сложность всегда переплеталась с радостью. Дело в том, что я – городской человек и, естественно, жил в хорошем доме со всеми коммуникациями, а сюда приехал – печь нужно натопить, воды нужно принести. И для меня это было, конечно, немножко сложно. Но, с другой стороны, я здесь научился и печь топить, и хозяйство вести. Я даже держал свиней – нужно было не отставать от соседей. Я получил в Духовщине водительские права на машину, научился работать на тракторе. Бывало, меня соседи даже просили, чтобы помог им привезти сено на тракторе. И для меня это важно было! Мне важно было познать, как живут люди, почувствовать их труд, их жизнь. Для меня это радость была! В Духовщине я многому научился…

– Если сопоставить городского жителя и сельского, то в чём разница?

– Здесь более идёт приобщение к труду.

Футбол, рыбалка и разговор по душам…

– Какие нынче самые волнующие темы, с которыми приходят к вам прихожане?

– Наиболее тревожные темы – это, конечно, молодёжь, дети. Не секрет, что это наша боль. Часто молодые люди попадают в тяжёлые, трудные ситуации, связанные с пьянством, криминалом. И родители, конечно, переживают за это. Приходят со своими материнскими слезами, чтобы решить проблему с детьми. Конечно, и выслушиваешь всех, и советуешь, и молишься с ними, и утешаешь. Ну и, разумеется, выход из ситуации мы вместе находим.

– А молодёжь сама – как? Идёт в храм, в приход?

– Молодёжь приходит в храм, да. Участвует в церковных мероприятиях. Или, когда приход участвует в районных мероприятиях, мы всегда с молодёжью пересекаемся. Городок маленький, мы друг друга все знаем. Практически нет проблем или расстояния между мной, например, и молодым человеком: любой может подойти прямо на улице и спросить что-то, совет какой-то получить или просто постоять со мной и поговорить.

– Говорят, вам даже с мальчишками в футбол играть приходилось?

– И в футбол приходилось играть, и на рыбалку с ними ездить...

– Да вы что!..

– Да, приходили ко мне мальчишки и прямо мне заявляли: родители с нами не могут на рыбалку ехать, они на работе. А вы сейчас свободны, и у вас машина есть. Я спрашиваю: ну а от меня что требуется? Пожалуйста, отвезите нас на рыбалку и побудьте с нами там. Вот и приходилось ехать на рыбалку... Правда, я от этого удовольствие тоже получал! Раков ловили. И мне приходилось в воде ходить с бреднями вместе с этими мальчишками. Сейчас вспоминаю – просто прелесть!

– А в футбол как получилось играть?

– Там, где я живу, площадка была, где ребята всегда в футбол играли. Ну что, нужен был вратарь на воротах постоять – стоял. Нужно было побегать – бегал. Они от этого получали удовольствие, а заодно и со мной знакомились. Переставали бояться подойти к батюшке и задать волнующие их вопросы.

Были и такие ситуации, когда у некоторых ребят возникали проблемы в школе, и тогда они меня просили это уладить. Мне приходилось с учителями разговаривать, с родителями, и все конфликты мы с ними мирно решали.

– У вас при храме воскресная школа действует?

– Да, есть воскресная школа при храме. И для взрослых пастырские беседы проводим, и для деток. В зимний период после каждой службы у нас всегда чаепитие. Потому что многие в храм с детьми приходят. Служба службой, но деткам хочется пообщаться – мы для них уголок специальный обустроили. Служба идёт, а у них своя свадьба – они там собираются. Иногда у них даже шумные разборки начинаются. Но самое главное – это чаепитие: чтобы чаёк в храме попить, люди приносят на панихидный стол и конфетки, и печенье. А ведь нигде так вкусно чай не попьёшь, как в храме! А для деток это ещё и впечатление…

– Молодые духовщинцы ходят в храм охотно?

– Ходят-то охотно, но очень мало их. Нашим детям сегодня компьютер очень многое заменил. Они, конечно, с компьютером на «ты», всю информацию получают там и не особо хотят утруждать себя общением. А, на мой взгляд, общение очень важно. В компьютере, конечно, можно получить любую информацию, но эффект общения им не заменишь. Общение сближает людей.

Об уважении к книгам и традициям

– Помимо общения сближают людей и книги. Я знаю, что вы книгам придаёте большое значение. Часто в библиотеке, в школе устраиваете мероприятия. И именно – о книгах...

– Любовь к книгам действительно у меня есть, потому что был период в моей жизни, связанный с книгопечатанием. Я горжусь, что Иван Фёдоров, первый книгопечатник, и я связаны некоторой нитью: мы производили книги. Я работал на Смоленском полиграфическом комбинате, видел, как производится книга, участвовал в этом производстве, знаю, насколько это тяжёлый труд. Любовь к книге я оттуда принёс. Поэтому книги я стараюсь содержать в исключительном состоянии.

Каждая книга имеет свой запах. Школьником я был записан в детскую библиотеку имени Крупской, что на улице Ленина в Смоленске. Заходишь, а там книгами так замечательно пахнет! Я особенно любил те стенды, где старые книги, потрёпанные…

Я очень люблю книги, у меня и дома, и здесь, в храме, есть библиотека. В прежние времена недаром говорили: книга – лучший подарок, книга – лучший друг, с книгой не пропадёшь, книга научит…

Мне кажется, что большая ошибка была совершена в 90-е годы, когда стали хаять Советский Союз и отбросили всё из прошлой жизни, будто это было что-то ужасное. Надо было всё хорошее перенять из советского прошлого, как это в Белоруссии сделали. Посмотрите, к примеру, какую замечательную библиотеку в Минске построили! А у нас из школьной программы произведения классики изымают. И что в результате? Прежде школьники свободно писали сочинения по всей русской классике, а сейчас этого, к сожалению, нет. Сейчас – как в том анекдоте. Пришёл молодой учитель в школу и решил проверить знания детей. Спрашивает: «Кто взял Бастилию?» «Мы не брали», – отвечают. Учитель идёт к директору и говорит: «Представляете, я хотел поинтересоваться, насколько они грамотны, и такое услышал в ответ!» А директор ему говорит: «Да чего вы волнуетесь? Если не найдём, кто из них украл эту вашу Бастилию, то к концу года просто её спишем!» Так у нас, увы, и с русской литературой, и с традициями в целом. В 1917 году отбросили всё из прежней, царской России, в наше время – объявили ненужным всё, что было хорошего во времена СССР. Вот и живём в результате словно перекати-поле…

– Какие мероприятия о книгах проводите?

– Если взять такое мероприятие, как День православной книги, то, конечно, я не только исторической справкой обхожусь, но и затрагиваю полиграфический процесс. Многие дети, школьники интересуются этим, и я им объясняю, что после того, когда я познакомился с трудом по изготовлению книги, я никогда уже не позволю с книгой небрежно обращаться, потому что знаю, насколько это трудно – делать книгу. Это очень тяжёлый труд…

– А переплётному делу их случайно не учите? Помните, в прежние годы очень популярны были такие кружки при библиотеках…

– Такого кружка у нас нет, но вы мне подсказали хорошую идею, надо её обдумать. Кстати, я могу книгу изготовить вручную, без станка!

– Здорово! Тем более что с местной библиотекой у вас хорошие отношения…

– Да, нужен такой кружок или мастер-класс! Особенно на День православной книги надо ребятам показать, как книга делается. 14 марта он отмечается. Мы всегда в этот день проводим совместные мероприятия с библиотекой и со школой. Кстати, могу попросить полиграфкомбинат дать материалы, чтобы с мальчишками позаниматься. А может, и экскурсию организовать. Тем более сейчас на полиграфкомбинате заменили всё оборудование. Прежде там было очень тяжело работать – шум, пыль, тяжесть. Приходил домой после работы и буквально замертво валился...

Не надо ругать молодёжь!

– Отче, вы не только полиграфист, но у вас и высшее психолого-педагогическое образование. Оно помогает в вашем служении?

– Да, оно помогает мне как раз в работе с детьми. Понять тонкую детскую натуру, вникнуть в эту маленькую душу, как ей помочь, как не обидеть, как от себя её не отвратить, – очень это образование помогает в моей деятельности.

У меня первичное было богословское образование, я учился в Московской семинарии и в Смоленске – в Духовном училище. А потом, уже когда стал служить на приходе, понял, что мне нужно повысить свой образовательный уровень и получить светское образование. Я всегда хотел педагогическое образование иметь, а потому и поступил на психолого-педагогический факультет, который стал мне дорогим и важным для меня. Те знания, которые я там получил, на сто процентов прилагаются в моём служении.

– Во все времена молодёжь ругали. А вы как её воспринимаете? Какая, на ваш взгляд, взгляд батюшки, самая хорошая черта у современной молодёжи?

– Мы привыкли ругать молодёжь. И, знаете, молодёжь тоже привыкла, что мы её ругаем. А я обычно в беседе с молодыми людьми сразу объявляю им о том, что я не отношусь к тем скептикам, которые привыкли ругать молодёжь и не доверяют ей. Более того, я им говорю, что наша молодёжь – лучшая. И это – искренне! Если мы ругаем молодёжь, это значит, что мы сами виноваты. Мы что-то не внесли в воспитание нашей молодёжи. Она – наше отражение. А молодёжь у нас действительно лучшая! Посмотрите, сколько ребят награждают за подвиги. Из огня вынес, спас детей, в реку кинулся...

Я никогда не забуду, как два года назад в Рославльском районе семиклассник бросился зимой в воду спасать ребёнка. Рядом стояли взрослые мужчины и этого не сделали...

И патриотически настроена молодёжь хорошо. Если посмотреть наши митинги 9 Мая или на День освобождения Духовщины, то с какой гордостью они несут Знамя Победы, Российское знамя! А Бессмертный полк! Они гордятся своими предками, своими дедами и прадедами. Я думаю, что если трудная минута для Родины настанет, то молодёжь не будет раздумывать. Главное, что они умеют любить – любить родного человека, любить Родину.

– Почему тогда современная молодёжь, что греха таить, всё-таки далека от Церкви, от храма?

– Думаю, причина в том, что они живут в более комфортных условиях, чем прежние поколения. А Церковь всегда подразумевает подвиг. Что значит подвиг? Это – работа над собой. А ну-ка попробуй не осуждать человека. Попробуй реально помочь человеку. Попробуй не гордиться, не превозноситься. Это очень тяжело – через себя перейти. Эти трудности очень непросто преодолевать.

– И что можно сделать на уровне приходской жизни, чтобы помочь им в этом преодолении?

– Идти к ним, вливаться в среду молодёжи. Иногда ругают священников за то, сто священник – байкер или рок-музыкант, что он с молодёжью активно общается. А ведь миссионеры точно так же поступали: они вникали в среду, с которой общались. Наш земляк святитель Николай Японский вникал в жизнь японского народа: изучал язык, вероучение, изучал быт этих людей. И он полюбил их. Так и мы должны вникать в нужды молодёжи. Потому что наша молодёжь иногда попадает в такие ситуации, из которых ой как непросто выкарабкиваться. И первый упрёк от них к нам, взрослым: да, мы совершили ошибку, мы не понимали, что делаем, но почему вы нам не подсказали, почему вы были безразличны? Чтобы этого упрёка не было, мы должны идти к ним. И – быть с ними.

Об особенностях поколений

– А если говорить о поколении их родителей – в чём сегодня особенность работы в приходе со средним поколением?

– С поколением их родителей немножко полегче, потому что многие – родом из СССР. А что значит «родом из СССР»? Жили-то ведь все тогда небогато, с трудностями. И все вместе старались эти трудности преодолевать. Это поколение умеет ценить то, что есть, что дала жизнь. У молодёжи сегодня один минус: они не ценят то, что им дала жизнь, потому что живут в более комфортных условиях, чем их родители, когда были молодыми. Может быть, это и неплохо, что они живут в таких условиях, но часто эти условия делают их слепыми и глухими к нуждам других людей…

– А старшее поколение?

– Я очень уважительно отношусь к старшему поколению. Нет с ними проблем. Единственная проблема, может быть, возникает – это когда человек занимал какую-то должность, а в храме он ещё корону снять с себя не может, для него это трудность представляет. И тогда приходится примером показывать, что я намного хуже, чем ты. Даже так.

– И как, действует?

– Действует! Может, не сразу, но потом – действует. Люди понимают, что действительно нельзя гордиться ни перед кем.

– А бывают истории, когда бабушки одёргивают кого-то в храме? Как реагируете?

– К большому счастью, в нашем храме сегодня этого нет. Раньше было, да. Мне приходилось бабушкам объяснять, что мы часто не умеем даже правильно замечание сделать, и люди в результате обижаются на нас. Замечание, если оно действительно необходимо, нужно с любовью и корректно делать.

Мне довелось в 1992 году посетить в Каунасе католическую духовную семинарию, и я обратил внимание, насколько там корректное отношение к людям, которые ещё не знают церковной среды. С лаской, с любовью. Там даже уборщицы в семинарии были настолько приветливы! В этом отношении нам надо учиться не тряпкой гонять людей, не одёргивать, а объяснять. Человек сам потом поймёт, что он пришёл в храм и вести в нём надо подобающе. Мы же в театр не надеваем трико и в филармонию идём не в спортивной одежде, потому что знаем – нельзя. Так и в храме. Просто нужно дать понять человеку, куда он пришёл. А он потом сам и оденется, как положено, и будет вести себя подобающим образом.

Святейший Патриарх, когда был Смоленским Владыкой, нам всегда объяснял: не надо одёргивать, человек второй раз может и не прийти в храм, он скажет, что здесь злые старухи, которые одёргивают, ругаются, всем и всеми недовольны. И храм в результате будет дискомфортен для человека. С любовью надо всё объяснить, вот тогда человек поймёт: я в храм пришёл или пришла, значит, нужно соответственно себя вести и соответственно одеваться. Из храма все должны уходить преображёнными.

Карта района – рабочий инструмент

– У вас в рабочем кабинете висит подробная карта Духовщинского района…

– Да, карта района здесь не случайно висит. Мне приходится посещать отдалённые деревни. И, как правило, в деревне трудно с транспортом, чтобы батюшку довезти. Вот тогда я подхожу к карте, просматриваю маршрут, как туда добраться. А у людей, соответственно, нет тогда проблем – батюшка сам приедет.

– Вижу, что у вас много грамот, благодарностей от светской власти. В связи с этим – как выстраиваются взаимоотношения с властью?

– С районной властью у нас хорошие отношения – мы общаемся постоянно и продуктивно. У нас много общих мероприятий: власти приглашаются на церковные праздники и события, и, конечно, они приглашают меня поучаствовать в районных мероприятиях. Конструктивные у нас взаимоотношения с местной властью.

Не просто батюшка, а ещё и… пропагандист

– Знаю, что вас теперь люди воспринимают не только как батюшку, но и как пропагандиста здорового образа жизни…

– По природе я был худой, но крепкий. А потом меня, что называется, раздуло. Вес – это больная тема у многих священников: неправильный режим дня или даже отсутствие его, неправильное питание – завтрака как такового нет. В результате в 2016 году у меня давление скакнуло. Стали ноги отказывать, появилась одышка. Положили меня в больницу на Покровке на обследование. Врачи мне сразу сказали: причина болезни – лишний вес. На весах, которые были рассчитаны на 200 кг, стрелка зашкалила, когда я на них стал. Я там две с половиной недели лежал, похудел на 40 килограммов. Эндокринолог-диетолог дала рекомендации. И ещё врачи сказали: работа у тебя сидячая, стоячая и ездящая, а тебе надо ходить.

Что ж, никуда не денешься – я стал ходить. У нас тут деревня есть – километра три от Духовщины, я ходил туда три и обратно три километра. Как это было для меня трудно! Юность вспоминал: с Колхозной площади до улицы Коммунистической в Смоленске никогда на трамвае не ездил, пешком всегда ходил. Взлетал под горку за 15 минут! Вспоминал и не верил, как так мог.

Затем купил велосипед. Он был рассчитан на 160 кг, но меня как-то выдерживал, хотя по прямой он ехал только тогда, когда я с силой крутил педали. А я себе ещё выбрал такой маршрут, где под горки надо было ехать. Метр проеду – стою, проеду – стою. А люди спокойно едут – у нас велосипедистов много. Но зато я с горки нёсся как состав, который тормоза потерял! И все у меня в хвосте были. Если б кого-то зацепил, это было бы всё – настоящее ДТП!

Тогда я опять стал пешочком ходить. Как это мне было тяжело – часа два на маршрут в три километра уходило! Приходил домой просто никакой. А потом постепенно стал увеличивать темп, и время сократилось: полтора часа, час, 45 минут. Палки для скандинавской ходьбы купил, с ними стал ходить. И действительно – вес стал понемногу снижаться.

Словом, серьёзно подошёл к занятиям. Но прошлым летом испортился – некогда было. Зиму не ходил. Перерыв большой был, но с весны опять начал на велосипеде ездить. И как: туда на велосипеде, оттуда – пешком. Сейчас перейду на палочки, только пешком буду ходить. Пост для такой ходьбы – самое благоприятное время.

Читайте продолжение интервью ⇒ http://duhov.admin-smolensk.ru/news/prodolzhenie-intervyu-s-otcom-olegom/

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

400x240
dostizheniya-oblozhka_102
ezgif-7-342c61d995
takzdorovo

Услуги и сервисы

400x240

© Администрация муниципального образования "Духовщинский район" Смоленской области, 2024

Яндекс.Метрика

тел./факс.: (48166) 4–11–44
E–mail: adminduh@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216200, Смоленская область,
г. Духовщина, ул. Смирнова, д. 45

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!