- Главная
- Районная прокуратура
- Прокуратурой района выявлены нарушения
Прокуратурой района выявлены нарушения
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения юридическим лицом законодательства об отходах производства и потребления.
Установлено следующее.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства юридическое лицо включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Юридическое лицо является микропредприятием.
Юридическое лицо эксплуатирует объект 1 категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) с 01.01.2019 вводится новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление № 1029) к объектам I, II, III и IV категорий.
Пунктом 16 статьи 1 Закона № 219-ФЗ установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение комплексного экологического разрешения, направляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ комплексное экологическое разрешение - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения установлены пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Необходимо отметить, что подпунктом «в» пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона № 309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.
Согласно Постановлению № 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, и в силу положений Закона № 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР.
При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратится в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.
Юридическому лицу предоставлено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух серия СМ-с 09 № 0188 от 20.11.2017, сроком действия по 26.10.2022.
На момент проверки установлено, что для юридического лица Управлением принято Решение о согласовании ПНООЛР и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11.12.2020 №05-40/12106.
Однако, в период с 01.01.2019 по 11.12.2020 на предприятии отсутствовали утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта I категории –– полигона ТКО.
Кроме того, в связи со вступлением в силу 01.01.2015 Федерального закона от 28.07.2014г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2017), и в соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017), юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Министерством природных ресурсов и экологии РФ издан приказ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 03.04.2018 № 50598, вступил в законную силу с 15.04.2018).
Программа ПЭК должна содержать сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации;
о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с данным Приказом, отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчётным.
Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представлен в адрес Управления 10.03.2020 вх. №61/6726.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.03.2016 № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее – Приказ № 66), утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее – Порядок мониторинга).
В соответствии с п.5 Приказа № 66, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее – программа мониторинга).
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в ТО Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.
Согласно п.6 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.03.2016 № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее – приказ Минприроды РФ №66) результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчётов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга юридическим лицом за 2019 год представлен в Управление в установленный срок - 15.01.2020 вх. № 25/707.
Юридическим лицом письмом исх. №15 от 03.03.2020 (вх. № 25/4471 от 08.03.2020) направлена в Управление программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа).
Программой производственного экологического контроля Программы предусмотрена следующая периодичность контроля:
атмосферный воздух на границах CЗЗ полигона:
точка №1 – на границе СЗЗ, в юго-западном направлении; 4 раза в год (ежеквартально) (зимний, весенний, летний, осенний периоды);
точка №2 - на границе СЗЗ, в восточной направлении 4 раза в год (ежеквартально) (зимний, весенний, летний, осенний периоды).
Воздух над участком складирования /рабочее место бульдозериста:
точка №3 – участок складирования/рабочее место бульдозериста; 4 раза в год (1 раз в квартал).
Состав контролируемых параметров: метан, сероводород, аммиак, оксид углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.
Шумовое воздействие:
точка №4 - на границе СЗЗ, в юго-западном направлении 1 раз в год (в зимний период).
Подземные воды:
точка №5 - скважина выше полигона; 4 раза в год (ежеквартально);
точка №6 - скважина ниже полигона; 4 раза в год (ежеквартально).
Состав контролируемых параметров: рН, ХПК, БПК, гидрокарбонаты, нитраты, нитриты, аммоний-ион, сульфаты, хлориды, железо общее, кальций, литий, магний, кадмий, хром общий, свинец, ртуть, мышьяк, медь, барий, цианиды, органический углерод, микробиологические показатели (ОКБ, ОМЧ, ТКБ, колифаги).
Поверхностные воды:
точка №№7,8 – колодцы на перехватывающей канаве по периметру территории полигона; 4 раза в год (ежеквартально).
Состав контролируемых параметров: рН, ХПК, БПК, гидрокарбонаты, нитраты, нитриты, аммоний-ион, сульфаты, хлориды, железо общее, кальций, литий, магний, кадмий, хром общий, свинец, ртуть, мышьяк, медь, барий, цианиды, органический углерод, микробиологические показатели (ОКБ, ОМЧ, ТКБ, колифаги).
Почва:
точка № 9– на границе СЗЗ, в юго-западном направлении; 4 раза в год (ежеквартально);
точка №10 - на границе СЗЗ, в восточной направлении; 4 раза в год (ежеквартально);
на границе СЗЗ, в юго-восточном направлении; 4 раза в год (ежеквартально);
на границе СЗЗ, в юго-западном направлении; 4 раза в год (ежеквартально);
Состав контролируемых параметров: рН, гидрокарбонаты, нитриты, нитраты, кадмий, медь, никель, свинец, цинк, органический углерод, цианиды, ртуть, мышьяк, микробиологические показатели (общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов).
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 11 Закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Частью 3 ст. 12 Закона №89-ФЗ установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п.п 6.7, 6.8 санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05. 2001 №16 (далее- СП 2.1.7.1038-01), система производственного контроля за эксплуатацией полигона ТБО должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха на границе ССЗ и над отработанными участками полигона.
В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели.
При проведении проверки юридическим лицом за период 2020 г. представлены:
- протоколы испытаний (измерений) проб атмосферного воздуха №ВР127/20 от 03.08.2020, от 15.10.2020 №ВР187/20, от 26.02.2020 №ВР82/20, выполненные аналитической лабораторией ООО «Центр экологических анализов и расчетов»;
- протоколы результатов измерений проб подземных вод и ливневых вод №106-110/СПВ от 18.02.2020, №456-459/СПВ от 29.07.2020, №925-928/СПВ от 19.10.2020, выполненные лабораторией ООО «Центр экологического сопровождения и экспертизы»;
-протоколы результатов измерений проб почвы № 106-109/СПВ от 29.07.2020, №206-209/СПВ от 19.10.2020, №66-69/СПВ от 20.02.2020, выполненные лабораторией ООО «Центр экологического сопровождения и экспертизы»;
- протоколы лабораторных исследований проб почвы №311 от 30.07.2020 и от 11.11.2020 №1313, выполненные ФГБУЗ «Центр эпидемиологии по железнодорожному транспорту (Приволжский дорожный филиал)».
При этом за 2 квартал 2020 года юридическим лицом мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду не проводился.
Также в вышеуказанных протоколах измерений проб подземных вод и ливневых вод отсутствуют результаты измерений по ртути, барию, органическому углероду, а в протоколах результатов измерений проб почвы – результаты измерений по органическому углероду, цианидам, ртути, мышьяку.
Кроме того, не представлены результаты исследований проб подземных вод и ливневых вод по микробиологическим показателям.
Таким образом, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТКО не осуществлен в полном объеме.
Для устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района руководителю Общества 22.01.2021 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. 1 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.