- Главная
- Районная прокуратура
- Противодействие коррупции
Противодействие коррупции
Ежегодно, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.
Что же такое коррупция с точки зрения закона и какие меры по противодействию коррупции принимаются нашим государством?
Латинский термин «коррупция» (сorruption) происходит от греческого слова, означавшего «грязь», и имеет более десятка значений, среди которых: портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, губить свободу, развращать молодежь, фальсифицировать результаты и др.
В настоящее время действует Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который в статье 1 определяет коррупцию как ряд уголовно наказуемых деяний, а именно злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Государством принимаются активные меры по противодействию коррупции, которые закреплены в ряде нормативно-правовых актов, таких как вышеупомянутый Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии коррупции", Указами Президента Российской Федерации утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, на уровне области принят Закон Смоленской области от 28.05.2009 N 34-з "О противодействии коррупции в Смоленской области", который регулирует отношения в сфере противодействия коррупции на территории Смоленской области в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Помимо этого существует система ответственности за коррупционные правонарушения: дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Ежегодно на территории нашей области, в том числе и на территории Духовщинского района, совершаются преступления коррупционной направленности. За истекший период 2016 года в Духовщинском районе выявлено 2 преступления коррупционной направленности.
В настоящее время в производстве Ярцевского межрайонного следственного отдела Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Смоленской области находится уголовное дело в отношении должностного лица, которое за незаконные действия получал денежные средства.
Таким образом, нашим государством принимаются активные меры по противодействию коррупции. Каждый гражданин должен знать об этих мерах и активно способствовать их осуществлению.
Заместитель прокурора Духовщинского района советник юстиции В.Е. Дедков