- Главная
- Структурные подразделения
- Отдел образования
- ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» на 2014-2018 годы
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» на 2014-2018 годы
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Смоленской области
от «29» ноября 2013 № 984
(в редакции от 27.12.2013 № 1173)
Ответственные исполнители подпрограммы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Смоленский областной институт развития образования», областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж», смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гагаринский педагогический колледж», органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
развитие профессиональных компетентностей и обеспечение социальной поддержки педагогических кадров |
Целевые показатели реализации подпрограммы |
- удельный вес учителей образовательных организаций, участвующих в реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности учителей образовательных организаций; - процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит (займ) в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ); - процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа) в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году; - удельный вес педагогических работников, которым оказаны меры социальной поддержки, от общего числа педагогических работников, заявивших о получении мер социальной поддержки |
Сроки (этапы) реализации подпрограммы |
2014-2018 годы. Подпрограмма реализуется в 2 этапа: 1-й этап: 2014-2016 годы; 2-й этап: 2017-2018 годы |
Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования) |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 476 660,1 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 1 476 660,1 тыс. рублей. По годам реализации: - 2014 год – 279 862,4 тыс. рублей; - 2015 год – 299 083,8 тыс. рублей; - 2016 год – 318 978,1 тыс. рублей; - 2017 год – 289 222,9 тыс. рублей; - 2018 год – 289 512,9 тыс. рублей. Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению |
1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации подпрограммы
Реализация задач модернизации регионального образования требует профессиональной и социальной состоятельности педагогических и руководящих кадров образовательных организаций.
В настоящее время в школах Смоленской области работает 9 400 педагогических работников, что по сравнению с 2012 годом меньше на 477 человек. За последние пять лет число учителей в общем образовании уменьшилось на 17 процентов. В настоящее время тенденция уменьшения численности педагогических работников сохраняется. Зреет еще одна негативная тенденция – старение кадров. Доля работающих пенсионеров в регионе составляет 17 %, что превышает среднероссийской показатель на 13,4 %. Анализ прогноза кадровой потребности на пятилетнюю перспективу свидетельствует о системном «сбое», в котором сфокусированы проблемы профессионального педагогического образования региона. Речь идет о формировании дефицита педагогических кадров, их несбалансированности, уменьшении численности обучающихся по программам педагогического образования, низком уровне трудоустройства выпускников по специальности.
Дальнейшее развитие кадровой политики в сфере образования с учетом потребностей общества требует минимизации существующего разрыва в уровне образования городских и сельских учителей; преодоления тенденции увеличения численности руководящих и педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста; повышения степени соответствия количества выпускников с педагогическими специальностями потребности образовательных организаций; преодоления тенденции недостаточной социальной поддержки педагогов и т.д.
В целях реализации единой стратегии подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров для образовательных организаций функционирует ОГАОУ ДПО «СОИРО». В учреждении реализуются учебные программы курсов по все уровням образования, что позволяет охватить все категории педагогических работников, включая работников дошкольного образования, среднего профессионального образования, детских домов, школ-интернатов и другие категории.
С 2010 года государственная образовательная услуга в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки была предоставлена 27 872 потребителям.
Созданы условия для введения в регионе ФГОС, осуществлен переход на персонифицированную модель повышения квалификации, предусматривающую механизмы электронного обучения на основе дистанционных образовательных технологий.
Обеспечено научно-методическое сопровождение экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников при прохождении аттестации на критериальном, экспертном и адресно-консультационном уровнях. Соответствующая государственная работа была проведена в отношении 8 159 потребителей.
Реализована научно обоснованная модель региональной инновационной инфраструктуры: институционализирована процедура получения статуса инновационной площадки, разработана концепция региональной системы оценки качества образования.
Созданы условия для осуществления профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования: функционируют межотраслевой методический совет по вопросам подготовки рабочих кадров (разработаны модель, положение, методические рекомендации), информационно-аналитическая система «Регион», раскрывающие механизмы сертификации профессиональных квалификаций.
Разработана модель аттестации руководящих и педагогических работников, основанная на компетентностном подходе, ориентированная на новую систему оплаты труда работников образования.
Первую и высшую квалификационную категорию в общей численности учителей Смоленской области в 2011 году имели 20,04 %, в 2012 году - 17,4%, в 2013 году – 71 %, что свидетельствует об усилении внимания учителей к повышению квалификации.
Доля учителей и руководителей общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и профессиональную подготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей в 2011 году составила 48,9%, при этом доля учителей первых классов общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей первых классов достигла 100%. В 2012 году при плановом показателе 20% фактически прошли повышение квалификации 44,3% учителей, что превысило плановый показатель на 24,3%.
Превышение указанных показателей обусловлено как стремлением педагогов повысить свою квалификацию, так и активной работой ОГАУ ДПОС «СОИРО» по методическому сопровождению перехода на реализацию ФГОС.
В 2012 году при ОГАУ ДПОС «СОИРО» были открыты 8 ресурсных центров, являющихся территориальными структурными подразделениями учреждения, что позволило путем сочетания различных форм (очная, дистанционная, с выездом) значительно увеличить охват учителей повышением квалификации.
Вместе с тем, в сфере дополнительного профессионального образования области сохраняется ряд проблем, в частности не обеспечивается на 100 процентов обязательная стажировка слушателей в системе повышения квалификации, ослаблена связь между процедурой аттестации и повышением квалификации педагогических работников, не обеспечен в полном объеме переход на персонифицированную модель повышения квалификации и общественно-профессиональную аккредитацию программ дополнительного профессионального образования.
На решение данных проблем и направлен комплекс мероприятий подпрограммы.
Обновлению кадрового состава и привлечению молодых талантливых педагогов для работы в образовательные организации будет способствовать введение эффективного контракта в образовании.
Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:
- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками образовательных организаций;
- внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых организацией государственных (муниципальных) услуг и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации;
- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Важнейшим направлением работы с педагогическими кадрами является комплекс мероприятий по социальной поддержке педагогических работников.
Одним из направлений социальной поддержки выступает улучшение жилищных условий - фактор, который существенно повышает качество жизни. В последние годы остро ощущается нехватка и отток квалифицированных кадров из общеобразовательных учреждений. В качестве основных причин этого молодежь все чаще называет невозможность решения жилищной проблемы.
В 2012 году из 912 молодых учителей в возрасте до 35 лет 344 человека нуждались в улучшении жилищных условий, в 2013 году из 1 511 учителей - 326 человек. Как правило, молодые учителя не имеют доступа на рынок ипотечного кредитования (займа) ввиду неспособности накопить на первоначальный взнос, минимальный размер которого в настоящее время составляет 20 процентов от стоимости жилья.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного кредита (займа), предусмотренная подпрограммой, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы и в целом будет способствовать сохранению педагогического потенциала Смоленской области.
2. Цель и целевые показатели реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является развитие профессиональных компетентностей и обеспечение социальной поддержки педагогических кадров
Сведения о целевых показателях реализации подпрограммы приведены в приложении № 1 к Государственной программе.
Источником информации являются данные Федерального мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», сведения о реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, мониторинги, проводимые Департаментом, органами местного самоуправления и подведомственными организациями, отчеты о реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие системы образования в Смоленской области» на 2009-2013 годы, статистические отчеты 83-РИК, 85-К.
Сроки реализации подпрограммы - 2014-2018 годы:
1-й этап: 2014-2016 годы;
2-й этап: 2017-2018 годы.
3. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма содержит 4 основных мероприятия, направленных на развитие системы профессионального педагогического образования, социальную поддержку педагогических работников, оказание государственных услуг по предоставлению профессионального образования в областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» (далее - ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»), смоленском областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Гагаринский педагогический колледж» (далее - СОГБОУ СПО «Гагаринский педагогический колледж»), функционирование ГАУ ДПОС «СОИРО».
1. Основное мероприятие «Развитие системы профессионального педагогического образования» направлено на реализацию комплекса мер по обеспечению условий для роста профессионального мастерства работников системы образования, выявлению, изучению, обобщению и распространению (диссеминации) позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников, по совершенствованию системы научно-методического обеспечения и стимулирования развития профессиональной компетентности педагогических кадров.
В рамках данного основного мероприятия будут проведены конкурсы профессионального мастерства среди воспитателей сферы дошкольного образования, педагогов дополнительного образования детей, учителей общеобразовательных организаций, преподавателей профессиональных образовательных организаций, конкурс в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на получение денежного поощрения лучшими учителями, конкурс воспитательных, учебных программ, учебно-методических материалов, факультативных курсов, учебно-методических пособий духовно-нравственного содержания «За нравственный подвиг учителя», обеспечено участие педагогических работников во всероссийских, межрегиональных и международных выставках и конкурсах, курсах повышения квалификации педагогических работников, создана региональная сетевая модель системы повышения квалификации педагогических работников, включающая в себя стажерские площадки, произведены выплаты пособий лицам, удостоенным почетного здания «Народный учитель СССР», «Народный учитель Российской Федерации», проживающим на территории Смоленской области, организована аттестация педагогических кадров Смоленской области, введение эффективного контракта в образовательных организациях.
Основное мероприятие направлено на достижение показателя - доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, от общего количества педагогических работников (базовые значения: в 2012 году – 69 %, в 2013 году – 71 %).
2. Основное мероприятие «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» направлено на совершенствование социальной защиты педагогических работников.
В рамках данного основного мероприятия будет проведена работа по улучшению жилищных условий молодых учителей общеобразовательных организаций путем оказания государственной поддержки в виде социальных выплат на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) и компенсации части расходов по уплате процентов за пользование ипотечным кредитом (займом), бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставлены субвенции на осуществление государственных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций.
Основное мероприятие направлено на достижение следующих показателей:
- процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит (займ) в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ) (базовые значения: в 2012 году – 5,5 %, в 2013 году – 87 %);
- процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа) в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году (базовые значения: в 2012 году – 2,4 %, в 2013 году – 77 %);
- удельный вес педагогических работников, которым оказаны меры социальной поддержки, в общей численности педагогических работников, заявивших о получении мер социальной поддержки (базовые значения: в 2012 году – 100 %, в 2013 году – 100 %).
Реализация подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым учителям – участникам основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы, в форме социальной выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) (далее также – социальная выплата) и компенсации части расходов по уплате процентов за пользование ипотечным кредитом (займом) (далее также – компенсация).
В целях оказания государственной поддержки понятие «молодой учитель» используется в том значении, в котором оно определено в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1177.
Социальная выплата предоставляется однократно молодым учителям в размере не более 20 процентов от установленной договором приобретения стоимости жилого помещения экономического класса.
Компенсация выплачивается в случае превышения значения 8,5 процента годовой процентной ставки за пользование ипотечным кредитом (займом).
Компенсация ежемесячно перечисляется молодому учителю – участнику основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы.
Если молодым учителем - участником основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы получен ипотечный кредит (займ), при котором размер банковской процентной ставки составляет 8,5 процента годовых и ниже, то компенсация не предоставляется.
Участниками основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы могут быть молодые учителя:
- имеющие официальный стаж работы в должности учителя в государственных или муниципальных образовательных организациях не менее одного года включительно;
- зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Смоленской области.
Кроме того, условиями предоставления государственной поддержки в соответствии с основным мероприятием «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы являются:
- признание молодого учителя нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;
- принятие гражданином обязательства проработать в должности учителя в государственной или муниципальной образовательной организации не менее пяти лет с даты получения государственной поддержки. Указанное обязательство оформляется соответствующим договором между Департаментом и молодым учителем - участником подпрограммы. Форма договора утверждается приказом начальника Департамента;
- отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей;
- неучастие в других программах, реализуемых за счет средств областного бюджета, в том числе с участием средств областного бюджета наряду с финансированием из федерального бюджета, направленных на софинансирование расходов по приобретению жилья различными категориями граждан;
- отсутствие задолженностей по налогам у молодого учителя на момент принятия решения о признании молодого учителя участником основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы».
Участниками основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы также признаются молодые учителя, признанные участниками долгосрочной областной целевой программы «Льготная ипотека для молодых учителей в Смоленской области» на 2012-2015 годы в порядке, установленном постановлением Администрации Смоленской области от 08.08.2013 № 619.
Участие в основном мероприятии «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы» является добровольным и носит заявительный характер.
Порядок оказания государственной поддержки молодым учителям – участникам основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы» (далее – порядок) устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Порядком определяются правила признания молодого учителя участником основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы», принятия соответствующего решения, а также регулируются иные вопросы, связанные с реализацией основного мероприятия «Развитие системы социальной поддержки педагогических работников» подпрограммы».
3. Основное мероприятие «Развитие системы профессиональной подготовки педагогических работников» направлено на оптимизацию структуры и совершенствование содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также на обеспечение исполнения государственного задания ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», СОГБОУ СПО «Гагаринский педагогический колледж».
В рамках данного основного мероприятия планируется оказание государственных услуг по предоставлению профессионального образования и обеспечение деятельности ГАУ ДПОС «СОИРО».
Основное мероприятие направлено на достижение показателя - доля педагогических работников, повысивших свою квалификацию или подтвердивших соответствие занимаемой должности, от общего количества педагогических работников (базовые значения: в 2012 году – 10 %, в 2013 году – 13 %).
4. Основное мероприятие «Обеспечение устойчивого функционирования зданий и сооружений областных государственных профессиональных образовательных организаций и ГАУ ДПОС «СОИРО»» направлено на создание условий для деятельности ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж», СОГБОУ СПО «Гагаринский педагогический колледж», ГАУ ДПОС «СОИРО».
В рамках данного основного мероприятия будет осуществлен текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений областных государственных профессиональных образовательных организаций и ГАУ ДПОС «СОИРО».
Основное мероприятие направлено на достижение показателя - выполнение запланированного объема работ по текущему и капитальному ремонту зданий и сооружений областных государственных профессиональных образовательных организаций и ГАУ ДПОС «СОИРО» (базовые значения: в 2012 году – да, в 2013 году – да).
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансового обеспечения подпрограммы составляет 1 476 660,1 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета – 1 476 660,1 тыс. рублей.
По годам реализации:
- 2014 год – 279 862,4 тыс. рублей;
- 2015 год – 299 083,8 тыс. рублей;
- 2016 год – 318 978,1 тыс. рублей;
- 2017 год – 289 222,9 тыс. рублей;
- 2018 год – 289 512,9 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей областного бюджета.
Приложение № 1
к областной государственной программе «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» на 2014-2018 годы
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение показателей по годам |
Планируемое значение показателей (на очередной финансовый год и плановый период |
|||
2-й год до начала реализации Государ-ственной программы |
1-й год до начала реализации Государ-ственной программы |
1-й год реализации Государ-ственной программы |
2-й год реализации Государ-ственной программы |
3-й год реализации Государ-ственной программы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Подпрограмма «Педагогические кадры» |
|||||||
28. |
Удельный вес учителей образовательных организаций, участвующих в реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности учителей образовательных организаций |
% |
27 |
38 |
49 |
60 |
71 |
29. |
Процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит (займ) в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ) |
% |
- |
87 |
87 |
87 |
87 |
30. |
Процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа) в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году |
% |
- |
77 |
77 |
77 |
77 |
31. |
Удельный вес педагогических работников, которым оказаны меры социальной поддержки, от общего числа педагогических работников, заявивших о получении мер социальной поддержки |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Приложение № 2
к областной государственной программе «Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области» на 2014-2018 годы
№ п/п |
Наименование |
Исполнитель мероприятия |
Источник финансового обеспечения |
Объем средств на реализацию Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) |
Планируемое значение показателя реализации Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период |
|||||
всего |
очередной финансовый год |
1-й год планового периода |
2-й год планового периода |
оче-ред-ной фи-нан-со-вый год |
1-й год пла-но-вого пе-рио-да |
2-й год пла-но-вого пе-рио-да |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9. Подпрограмма «Педагогические кадры» |
||||||||||
Развитие системы социальной поддержки педагогических работников |
||||||||||
9.17. |
Процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит (займ) в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ) (%) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
87 |
87 |
87 |
9.18. |
Процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа) в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году (%) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
77 |
77 |
77 |
9.19. |
Удельный вес педагогических работников, которым оказаны меры социальной поддержки, в общей численности педагогических работников, заявивших о получении мер социальной поддержки (%) |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
100 |
100 |
100 |
9.20. |
Организация проведения информационной и разъяснительной работы по освещению цели подпрограммы «Педагогические кадры», хода ее реализации в региональных средствах массовой информации |
Департамент |
|
- |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
9.21. |
Прием документов от молоды Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам. Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг! |