- Главная
- Духовщинский районный суд
- Защита прав потребителя от незаконных действий Интернет-магазинов
Защита прав потребителя от незаконных действий Интернет-магазинов
В связи с плотным вхождением рынка товаров, работ, услуг в мировую глобальную сеть «Интернет», развитием электронной торговли, возникает необходимость в защите законных прав граждан-потребителей, приобретающих товары, работы, услуги с ее использованием. Как же защитить свои права, если Вы как потребитель находитесь за свои компьютером в одной точки страны, а продавец не качественного товара - за сотни или даже тысячи километров?
Для ответа на данный вопрос я воспользовалась статьей компании КонсультантПлюс (автор О.М.Кабанов)
Итак, для предъявления претензии продавцу интернет-магазина необходимо определить:
1. Надлежащего ответчика (продавца);
2. Предмет претензии;
3. Перечень документов для обоснования требования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТЧИКА
Как правило, претензия потребителя предъявляется продавцу в письменном виде с приложением доказательств и расчетов лично, через представителя, по почте. Подготовка к предъявлению претензии интернет-магазину начинается с определения надлежащего ответчика.
Наиболее приемлемым для защиты прав потребителей является определение интернет-магазина как информационно-программного комплекса, интерактивно функционирующего в сети Интернет (web-сайта), имеющего доменное имя, зарегистрированное на продавца (организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом").
Продавец, которому принадлежит интернет-магазин, в своей работе руководствуется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1); Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 (далее - Правила продажи по образцам); Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила продажи дистанционным способом).
Поскольку покупатель вынужден ориентироваться на изображение товара и аннотацию, продавец обязан сообщать о товаре следующие сведения:
- наименование (фирменное название) изготовителя (продавца),
- его юридический адрес (ст. 9 Закона N 2300-1, п. 9 Правил продажи дистанционным способом, п. 6. Правил продажи по образцам);
- местонахождение лица, уполномоченного изготовителем (продавцом) принимать претензии от покупателей и производящего ремонт и техническое обслуживание товара (п. 6. Правил продажи по образцам).
Если такая информация неизвестна, покупатель вправе обратиться за содействием в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Роспотребнадзор определит точное наименование продавца и его местонахождение в порядке, установленном ст. 28.7. КоАП РФ. Разъяснение по данному вопросу содержит письмо Роспотребнадзора от 08.04.2005 N 0100/2569-05-32 "О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара".
Таким образом из вышесказанного следует, что ответчиком (лицом к которому следует предъявлять претензию) является продавец (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) или же изготовитель товара.
ПРЕДМЕТ ПРЕТНЕЗИИ
Предметом претензии является нарушение конкретных норм закона или договора между продавцом и покупателем. Чтобы понять и правильно определить что именно нарушено продавцом товара, необходимо ознакомится с Законом «О защите прав потребителей», Правилами продажи дистанционным способом, а так же Правилами продажи по образцам.
ОБОСНОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ
Важным является подтверждение обоснованности требований. То есть наличие каких-либо доказательств. Допустимыми доказательствами являются договор, чек, товарный чек, фото, видеофрагменты, письменные свидетельские показания, иные письменные и электронные материалы, касающиеся совершения и оформления купли-продажи товара и полученные законными способами.
Таким образом, чтобы предъявить претензии продавцу интернет-магазина, необходимо определить надлежащего ответчика (продавца), предмет претензии и перечень документов для обоснования требования.
Данная статья в большей мере носит общепросветительский характер, а не руководство к действию, ведь многие люди сложно себе представляют, как можно защитить свои права в таких условиях как: «клиент – Интернет – продавец». Но все же основные составляющие, которые необходимо понимать и определять при таких случаях в статье сформулированы.
Т. Шилина
ответственная по взаимодействию со СМИ
Духовщинского районного суда